Исследование показывает рост средней приповерхностной температуры Арктики на 2—4°C примерно с середины 1970-х по 2023 г. Заметнее всего он проявился в Белом и Карском морях, а также на севере и востоке Баренцева моря.
Ученые рассмотрели четыре сценария изменения температуры в зависимости от уровня выбросов парниковых газов до конца XXI в. Первый – самый оптимистичный, но маловероятный: если сейчас произойдет немедленное и существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов. При этом температуры в западной части российской Арктики к концу XXI в. все равно вырастет по отношению к началу века приблизительно на 2—4°C. Сильнее всего она повысится на севере.
Второй сценарий более вероятен: глобальные выбросы CO2 начнут сокращаться с середины XXI века В этом случае температура продолжит расти, но во второй половине XXI века этот рост замедлится. Рост средней приповерхностной температуры воздуха в исследуемом регионе составит
приблизительно 4—6°C, при этом на севере – около 6°C, а на юге – около около 4°C.
Третий сценарий предусматривает увеличение объема выбросов парниковых газов вплоть до конца века, их концентрация в атмосфере станет значительно выше современной. Это может произойти, если сохранится текущая ситуация и не будут приняты необходимые меры. В этом случае средняя температура западной части российской Арктики повысится приблизительно на 5—8°C. Наконец, при самом экстремальном сценарии и максимальном быстром увеличении парниковых газов в атмосфере температура в западной части российской Арктики повысится приблизительно на 6—10°C.
Кроме того, согласно прогнозу по 33 моделям CMIP6 на 2024—2053 гг. средняя приповерхностная температура воздуха западной части российской Арктики вырастет приблизительно на 2—3°С.
По словам Алексея Толстикова, знать, как изменится региональный климат в краткосрочной и долгосрочной перспективе, необходимо при освоении арктических ресурсов для экономической и социальной сферы. Это может помочь заблаговременно подготовиться к неблагоприятному развитию событий. При этом важно учитывать максимально возможное количество прогнозных сценариев, чтобы понимать, как эффективно управлять ресурсами арктических широт в будущем.

Руководитель лаборатории гидрофизики ИВПС КарНЦ РАН Галина Здоровеннова и руководитель лаборатории географии и гидрологии Алексей Толстиков
Руководитель лаборатории гидрофизики ИВПС КарНЦ РАН Галина Здоровеннова рассказала о том, что происходит с ледовым режимом озер арктической, умеренной и засушливой зон из-за изменения климата. Изучением этой проблемы занимается международная команда исследователей, в которую входят сотрудники ИВПС КарНЦ РАН, а также МГУ им. М.В. Ломоносова, Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН, Института ботаники имени А.Л. Тахтаджяна (г. Ереван, Армения) и Факультета водных ресурсов и окружающей среды Университета Чанъань (г. Сиань, Китай).
По словам ученого, изменения ледового режима озер, связанные с изменением климата, заключаются не только в сокращении периода ледостава и уменьшении толщины льда озер, но и в изменении состава и свойств ледяного покрова.
– В последние годы зимы становятся все более теплыми и многоснежными, что и является причиной изменения структуры и свойств озерного льда. В толще озерного льда увеличивается доля белого льда, который заметно менее прочный и менее прозрачный, чем кристаллический. Уменьшение несущей способности льда накладывает ограничения на хозяйственную деятельность на льду, создает угрозу безопасности человека, – отметила Галина Здоровеннова.
Кроме того, с увеличением доли белого льда, задерживающего солнечную радиацию, замедляются скорости биологических, таких как развитие фитопланктона, и гидрофизических – подледный нагрев воды, таяние льда – процессов в покрытых льдом озерах. Все это повышает актуальность изучения изменений структуры льда, наблюдаемых на озерах многих регионов мира в последние годы.
В ближайшем будущем карельские ученые планируют продолжить и расширить исследование структуры льда озер разных климатических зон совместно с коллегами из Китая.
Фото: Игорь Георгиевский / КарНЦ РАН